Этот рассказ я написала более пяти лет назад, после того, как уволилась с работы, пока была переполнена эмоциями и всеобъемлющим чувством свободы. Я отдыхала душой и телом от пятилетнего напряжения и работы на пределе моих сил. Все казалось удивительно прекрасным и рисовалось в розовом цвете. Сейчас, когда схлынули ощущения беспрерывной эйфории, я могу более трезво смотреть по сторонам и более точно проанализировать свои ощущения. Рассказ этот я начала писать, как радостный крик освободившейся души. Потом постоянно корректировала, исходя из своего эмоционального состояния и вновь полученной информации. Сначала был только текст, потом я добавила фотографии. В результате получился рассказ с иллюстрациями.
Два с половиной месяца свободы!
Наконец я свободна. Я освободилась от «Орвенто» и не могу нарадоваться. Только после увольнения и длительной релаксации я поняла насколько была зажата, закрепощена и замучена, как морально, так и физически. Ведь я постоянно - в транспорте, дома, в магазине, на базаре, на улице, даже во время непродолжительного обеда, лихорадочно обдумывала и решала вечно сыпавшиеся на меня, и требующие безотлагательного решения, рабочие проблемы.
Все мысли в моей голове крутились вокруг жуткого количества вопросов, требующих сиюминутного или долгосрочного решения, не позволяя ни телу, ни мозгу отдыхать ни днем, ни ночью. Двухнедельный летний (или зимний) отпуск не снимал напряжения (или снимал, но на очень короткий период), а после выхода на работу все возобновлялось с новой силой. Последние дни перед увольнением мне в голову постоянно приходили строки Пушкина:
«Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и свобода вас встретит радостно у входа, И братья меч вам отдадут».
Уже только по этой ассоциации можно представить, как меня допекло мое предыдущее место работы. И вот я уже больше двух месяцев на свободе, а мне все еще не верится, но это так. Я свободно хожу, дышу, работаю и просто наслаждаюсь жизнью, потому что меня не гнетет постоянное бремя жуткого количества висящих над моей головой проблем. Сейчас, сменив работу и ритм жизни, я, наконец, перестала быть "загнанной лошадью" и могу спокойно прогуливаться в обеденный перерыв по городу и смотреть по сторонам, думать и мечтать о чем-то постороннем, не относящемся к работе.
Это не означает, что на моей новой работе проблемы отсутствуют. Вовсе нет. Просто там совершенно иной подход к людям, проблемы распределяются более равномерно и решаются сообща и, в основном, в рабочее время. И только спустя три года я узнала, как сильно я тогда ошибалась. Мое новое место работы находится в центральной части старого Кишинева (см. фотографию – 3-х этажное здание за воротами - это мой офис).
И два последних месяца я интенсивно осваиваю эту, слегка новую для меня часть города. Почему слегка – потому что это та часть Кишинева, которая была мне хорошо знакома - здесь прошло мое детство, здесь я ходила в школу, по этим улицам я бегала в детстве и каталась на велосипеде. И вот сейчас я все открываю для себя заново.
С тех пор прошло очень много лет и потому многое изменилось. Перестроены и отреставрированы, а кое-где и снесены многие здания. Сохранилось многое и неизменным, причем то, что сохранилось без изменения, в этих самых изменениях нуждается более всего.
Вот это – на фотографии слева, городская детская библиотека (в мое время была им. А.С. Пушкина, а теперь она им. И.Крянгэ). Суть от этого не изменилась, здание тоже осталось прежним, без всяких новомодных дизайнов. Даже сохранилась надпись красной краской на доме: «Проверено, мин нет», оставшаяся со времен войны. Только под влиянием времени исчезла часть надписи – там были еще слова «лейтенант Кузнецов (или Кутузов?)». Написала эти слова, призадумалась, а в обеденный перерыв специально прошлась мимо библиотеки и внимательно исследовала старую надпись. Оказывается, от слов «лейтенант Кузнецов» кое-что сохранилось. При доскональном изучении выяснилось следующее: надпись была сделана красной краской на котельце (это такой камень известнякового происхождения, из которого у нас в основном все здания раньше строили).
Известняк – порода достаточно мягкая и непрочная, по этой причине под действием различных метеорологических факторов быстро разрушается. Вот этот камень и подвергся частичному выветриванию и выкрашиванию, поэтому часть надписи и исчезла. Хотя я не исключаю и воздействие человеческого фактора.
Напротив нашего офиса, прямо через дорогу, находится мемориальный музей архитектора А.В. Щусева. Он жил и работал в Кишиневе в начале двадцатого века – 100 лет назад. Я была в этом музее давно – еще в пионерском возрасте и именно тогда впервые услышала, что Щусев являлся автором проекта Мавзолея Ленина на Красной площади.
Сейчас музей тоже работает (посетителей я не видела ни разу, но дверь открыта с 9.00 до 16.00), а на его пороге каждый день с неизменным постоянством сидит бомжиха – пожилая женщина, которую дети выгнали из дома и она уже много лет живет (если это можно назвать жизнью) на Кишиневских улицах.
Это уже новая, малопривлекательная деталь современного городского пейзажа. По-видимому, она облюбовала этот дом из-за того, что вход в музей представляет собой широкую и глубокую арку, где в плохую погоду намного теплее, чем на улице, дождь туда не попадает, а от ветра она закрыта, по крайней мере, с трех сторон.
Если пройтись немного по близлежащим улицам, то можно увидеть дома, построенные по проектам известных российских архитекторов: Щусева, Бернардацци. Как ни странно, но они сохранились, правда, потомки их слегка видоизменили и перестроили, но хорошо уже то, что не снесли (или во время войны не разрушили), а наоборот позаботились и даже украсили мемориальными досками, подтверждающими, что здания являются памятниками архитектуры и охраняются государством.
Новая фотография – это здание, построенное по проекту архитектора Щусева, а вот это, например, здание капеллы женской гимназии, построенное по проекту архитектора А.И. Бернардацци в 1895 году. При советской власти там находился музей, а сейчас здание отреставрировано и передано Молдавской православной церкви, на нем установлена мемориальная доска, а в капелле проходят службы. Почти вся старинная центральная часть Кишинева застроена в основном небольшими одноэтажными домиками, реже попадаются двухэтажные и совсем редко – дома в три этажа. Да и то большинство «многоэтажек» - это уже современная модернизация приватизированных или арендованных старых зданий, не всегда вписывающаяся по стилю в окружающие постройки.
Скорее всего, в исторической части города существует запрет на возведение высотных зданий, поэтому их практически и нет. С такими запретами мне приходилось сталкиваться в некоторых городах Болгарии, причем болгары эти требования вынуждены соблюдать (а главное – действительно соблюдают) безукоснительно.
На этой фотографии – милый, симпатичный, уютный старинный особнячок, на который просто приятно посмотреть, настолько все в нем соразмерно, ухожено, целесообразно и ненавязчиво (по крайней мере такой впечатление он производит при взгляде снаружи).
По дороге на работу я постоянно прохожу мимо одного старинного здания (фотография слева). Раньше там находился мемориальный музей героев гражданской войны Григория Котовского и Сергея Лазо. Сейчас в здании расположено хореографическое училище. А музей убрали уже в свете событий, которые происходили при восстановлении независимости республики. Детям, конечно, где-то учиться нужно, но история государства есть история государства, нравится она тебе или нет, но она была, и принудительно пересматривать ее, в угоду чьим бы то ни было интересам, занятие, мне кажется, абсолютно бессмысленное.
Буквально в двухстах - трехстах метрах от здания офиса находится комплекс зданий Молдавского Университета, носящего громкое название МГУ и, занимающих целый квартал (центральный корпус и ниже –учебный корпус). До своего московского тезки ему по всем параметрам далеко, но все равно уровень образования, который получают его выпускники, считается одним из самых высоких в республике (правда, при этом совершенно не котируется за ее пределами).
Вся близлежащая территория вокруг университета заполонена большим количеством разнообразнейших агентств, отправляющих (или только обещающих отправить) за кордон граждан Республики Молдова. Причем эти агентства не брезгуют никакой, даже самой низкопробной рекламой. Возле одного я увидела огромный плакат с очень своеобразной (и что-то смутно напоминающей) надписью: «А ты записался в США?».
Кроме большого количества агентств, в радиусе 300-400 метров можно обнаружить множество разнообразных офисов: банков и их филиалов, аптек и оптик, частных медицинских поликлиник, в основном стоматологических, магазинов продуктовых и не очень, целую россыпь каких-то строительных фирм и фирмочек, но самое удивительное я насчитала около десятка магазинов, продающих товары для новобрачных.
Причем если попытаться определить каких именно точек больше всего, то на первом месте (после вроде бы «туристических» агентств) явно окажутся стоматологические поликлиники и разнообразные свадебные салоны, за ними следуют банки с филиалами, потом аптеки и все остальное.
Продовольственные магазины занимают скромное последнее место. Исходя из того, что наша экономика считается рыночной, можно сделать вывод, что все это относится к бизнесу с высокой окупаемостью вложенного капитала? Или так удобнее и быстрее деньги отмывать? Кто бы мог подумать.
Поскольку здание офиса находится практически в центре исторической части города, вокруг него расположено множество посольств и консульств различных государств, с которыми Республика Молдова поддерживает дипломатические отношения. Это тоже один из штрихов современной Молдавии. Раньше этого атрибута независимости в нашей республике не было.
Наткнулась в Интернете на ролик с видеофильмом про Кишинев. Не могу удержаться и даю ссылку. Видеофильм называется "Мой старый город Кишинев". Я думаю он будет в тему этой статье. Тем более, что там удачно смонтированы старые фотографии, документальные съемки и музыка. Такой приятный, суперностальгический, умиротворяющий фильм. Так что кликайте на название фильма и смотрите, точно не пожалеете.
Словом, все здесь переплелось самым тесным образом: и прошлое, и настоящее, и даже будущее. Надеюсь (по крайней мере очень хочется в это верить), что в результате мы достигнем чего-то весьма и весьма положительного, иначе какой был смысл во всех мучениях, выпавших на долю жителей нашего многострадального государства?